В
дохновение
 
 
За плечами этого гражданина мира (немец, русский, крымчанин) – эпохи и страны (СССР, Украина, Германия).
 
Мобильность причудливых виражей личной биографии ему обеспечили исторические обстоятельства.
 
Сегодня он с полным правом может называть себя счастливо творчески состоявшимся.
 
Зрителю же, молодому тем более, знакомящемуся с его curiculum vitae, невдомек, что осталось по воле обстоятельств не сделанным, не осуществленным. Зритель, вчитываясь в строки биографии, напротив, полон уважения перед свершившимся, не задумываясь о масштабе творческой воли и усилия, позволивших таланту проявиться.
 
Архитектор и художник, Гуго Шауфлер еще и коллекционер. Он коллекционирует пейзажи.
 
Его эмоциональная реакция на картины природы переносятся на холсты, картоны, листы бумаги, сохраняясь, таким образом, для памяти и преклонения перед творческим гением Творца. Художник убеждает даже когда мифическому великолепию природы, им запечатленному, не веришь – такое не может быть, такое только в жанре фэнтези, из «Властелина колец».
 
Читать дальше
Причем при объективности, предельной четкости оптики в работах Шауфлера нет и доли натурализма. Он наделяет свои картины и рисунки той аурой художественности, которая не подразумевает впечатления вторичности. Зрителю дано воспринимать их с чувством восторженно-недоуменного созерцания, как если бы картины мира оказывались наблюдаемыми им самим здесь и сейчас. Но! Лишь первый взгляд покоряется совершенно захватывающей интуитивной непосредственности. Рациональный анализ обнаруживает подспудную, вовсе не жестко заданную, сложную и динамичную (и это при изображении горной статики!) разработку пространства, структурную четкость сопряжения природных объемов, логику колористического строя, как точные инструменты при создании визуальных симфоний.
 
И тут к месту вспомнить основную профессию Шауфлера. Именно зодческое, конструктивное восприятие картины мира, поиски пластических формул находим мы в его картинах. Оно тем более явно в «видах» архитектурных «объектов» (как собор Петра и Павла, европейских архитектурных впечатлений, камерных и, казалось бы, проходных), или просто построек, остановивших внимательный взгляд художника.
 
Однако не забудем, что зодчий, архи-тектор, тем и отличается от просто «тектора», строителя, что в его задачах и возможностях на первом месте – художественный «акцент». В послужном списке Шауфлера десятки проектов самого разного масштаба, от отдельных построек до градостроительных решений (отсылаю читателя к информационно-справочному разделу сегодняшней выставки), во всех очевидна не только высокая планка профессионализма, но поиски художественной, эстетической выразительности.
 
И это свое качество Гуго Шауфлер, замечательный архитектор, сохраняет не как сверхзадачу, а как искреннее, имманентное, естественно присущее свойство. Отсюда лиризм многих живописных и графических произведений. Я бы даже назвала его «мужественным лиризмом». Вне подчеркнутой экспрессии и драматического напряжения, его поэзия пространства все же определяется масштабностью духовного посыла. Впрочем, его рисунки и акварели разного регистра. И есть среди них, казалось бы, бытовые зарисовки с точной пластикой стаффажных фигур. Но и здесь он структурно выделяет впечатляющий архитектурный или пейзажный мотив, иногда очевидный, как храмы в городской среде, а иногда – фоновой, звучащий, например, как спинка трона для царственного каменного льва («Алупкинский лев, центральная лестница дворца»).
 
В такой интерпретации и само декоративное животное смотрится божественным Асланом. Часто Шауфлер строит мотив свой на контрасте, как, например, в композиции с цветущими грушевыми деревьями на фоне невероятных по форме и пропорциям горных вершин, словно умноженные вавилонские башни, подпирающих небо. Если у Шауфлера эта «структурность» не закреплена программно, то у его ученика Артема Пучкова очевидна рериховская обобщенная декоративность, с подчеркнутыми красочными доминантами плоскостей и объемов. Ясные грани-границы увиденных в природе любимой им восточной Азии и Крыма цветов создают в его картинах почти абстрактную броскую выразительность. Отфильтрованные от случайных деталей, его пейзажи являют собой эпическую картину мира.
 
Однако в отличие от его великого предшественника А. Пучков – мастер передачи фактуры. Поэтому ландшафты, им запечатленные, трогают еще и неким впечатлением тактильной сенсорики, живостью естества, не отстраненного в дистанции, а создающего «эффект присутствия» («Тарханкут», «Дорога на Ротанг»). Присутствие на выставке Шауфлера картин Артема Пучкова побуждает отдать должное еще одному дару Гуго Шауфлера – педагогическому,– позволившему разным ученикам его отличаться «лица не общим выраженьем».
Геташвили Нина Викторовна
Заведующая кафедрой всеобщей истории искусства Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, кандидат искусствоведения, профессор.

 

Творческая биография:

     Доктор архитектуры (Германия). Почётный член академии наук Крыма-Украины.
     Год и место рождения - 1928 год, г. Марксштадт (Республика немцев Поволжья, Россия).
     В 1954 году закончил строительный факультет УПИ им. С.М. Кирова по специальности "Архитектура".
     В 1951-1962 годах работал архитектором, старшим архитектором в Свердлоблпроекте, Свердловском отделении ГИПРОВУЗа, ГАП АМП УралТЭПа. Автор архитектурных проектов ряда крупных объектов Свердловска и области.
     В 1963 году присоено учёное звание доцента за большой вклад в архитектуру и строительство.
     В 1964 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата архитектуры.
     С 1962 по 1977 года работал доцентом кафедры Городского строительства, заведующим кафедрой Архитектуры УПИ.
     В 1977-1998 годах - главный архитектор, заведующий отделами КрымНИИПроекта (г. Симферополь), директор Крымской комплексной проектной мастерской "КПМ-Крым".
     С 1998 года живёт и продолжает творческую деятельность в Германии. Г.В. Шауфлер - блестящий художник, график и акварелист международного масштаба.
     Выставки его художественных работ неоднакратно экспонировались в России (Свердловск - Екатеринбург, Н.Тагил, Москва, Саратов, Волгоград и др.), на Украине (Симферополь, Киев, Ялта, Алупка), в Германии, США, Уругвае, Болгарии, Прибалтике.
     Член трёх творческих союзов: архитекторов (с 1957 года) и художников (с 1994 года) России и Украины, Гильдии искуств Германии.
     Лауреат республиканской премии им. Академика Петера Палласа. Лауреат и дипломант многих крупных всесоюзных конкурсов. Первый председатель общества немцев Крыма, член академии российских немцев (Москва). Автор более 40 архитектурно-градостроительных проектных работ, реализованных на территории Урала и Крыма, 80 научных трудов, включая несколько монографий о творчестве и научных исследованиях в Крыму и на Урале.

Московские выставки:

     2011 г. Выставка "Крымские каникулы", галерея "Совком", Москва.
     2011 г. Выставка: "Вдохновение" - акварели и графические рисунки. Российско-немецкий дом в Москве.
     2011 г. Московский государственный Выставочный зал "Творчество". 2-ой международный арт-фестиваль «Созвездие видений». Живопись, графика.
     2012 г. Персональная выставка "Живописная планета" ЦДХ, 2012 год.
     2015 год. "Художники Крыма. Возвращение" дом-музей А.Н.Скрябина.
     2016 г. "Крымский холст", галерея "САР".