C
видетель места

Волшебный и такой разный Крым… вот уже почти два века его облик предстает на полотнах живописцев в разных ипостасях.

И. Айвазовский видел и писал его в романтическом ключе, К. Богаевский претворял в мифологические фантазии, М. Волошин с кистью в руке размышлял о времени и вечности, К. Коровин длил восторг сиюминутного счастья. И в мастерской практически каждого московского живописца ХХ века можно найти крымские рисунки, этюды, эскизы, наброски, картины – ведь даже кратковременное пребывание здесь оставляло яркий след в творчестве.

Что же говорить о художниках, давно и прочно связавших свою судьбу с Крымом, очарование природы которого так часто оказывается непреодолимым. В список «крымских пленников» несомненно входит и Артем Пучков, живущий в Севастополе.

В его пейзажах Крым вполне узнаваем – автор и в названии часто указывает конкретные места и объекты. Работая в традициях реалистической живописи, Артем Пучков позволяет зрителю без особого внутреннего напряжения оживить собственные крымские впечатления.

На его полотнах найдешь то, что с удовольствием удерживает память: дорожки цветущего Воронцовского парка, милые сердцу уголки Алупки, утреннее море, дышащее свежестью или перламутровый закат...

Артем Пучков изобретателен в выборе мотива, пробует разные эмоциональные регистры природных состояний: то повышенную драматичность, то эпический настрой, то элегичность. Однако проявления «характера природы» для художника становятся не только средством для передачи субъективных переживаний или восхищения новыми колористическими гармониями.

Прибегая к незаметным и убедительным изменениям пространственных соотношений, «наращивая» или «передвигая» горы и линию берега, используя элементы ландшафта с почти забытыми значениями и ассоциациями: такие как маяк, кипарисы, цветущее дерево, дорога, он сочиняет пейзаж-картину, и, опираясь на метод академических пейзажистов XIX века, наделяет ее символическими или историческими аллюзиями, природными элементами выражая идею героического, лирического или романтического.

Читать дальше
В последние годы, благодаря путешествиям, границы художественного мира Артема Пучкова значительно расширились. Тибет и Гималаи, прочно ассоциирующиеся с творчеством Рерихов, предстали в картинах Пучкова без декоративно-мистической подоплеки. Вернее сказать, художник почувствовал и передал ее под оболочкой мира, видимого глазу. Впечатляющий масштаб гор, возносящихся в почти космические сферы, феерии света и цвета, величественные монастыри – хранители сокровенной мудрости Востока, – для передачи этого художник нашел свои приемы. Обладая способностью наделить символическим смыслом увиденное, усилить и сконцентрировать впечатления, он намеренно использует природные феномены, преображающие мир. Радуги осеняют зависший между землей и небом монастырь? дворец? Хрупкость и нарядность цветов контрастирует со строгой мощью горных цепей и величием дворца в древнем индийском городе Лех. А гладь пруда, заросшего лотосами, стремительно увлекает взор зрителя к острову с кипарисами и белой «восточной» архитектурой. Композиция этой картины напоминает и об античном «острове мертвых», куда попадают души героев, и, одновременно, мифическом острове Пэнлай, где обитают восточные бессмертные. Знающему культуру Востока конечно же понятна и символика лотоса, и глубокий смысл одной из главных буддийских мантр, визуальное воплощение которой художник попытался выразить языком западного искусства. В картинах своего путешествия по Израилю, по местам, связанным с событиями священной истории, художник избегает эффектов. С подчеркнутой безмятежностью он пишет, в частности, Гефсиманский сад со старыми оливами, бросающими голубоватые тени на древние камни. Однако любой культурной человек вспомнит о событиях там происходивших. Вот уже более 10 лет Артем Пучков является членом Международного географического общества и можно ожидать, что свидетельством новых его увлекательных странствий будут как яркие путевые заметки, так и этюды и запоминающиеся картины. С. Михайлова. Искусствовед, арт-критик, заслуженный работник культуры.

 

 

Творческая биография:

     В 1988 году закончил Крымское художественное училище им.Самокиша.
     1983 -1995 г. занимался в художественной студии Г.В.Шауфлера.
     Член Всемирного географического общества , Член ПСХР.
     Артём совершил творческие поездки в Индию, Тибет, Пакистан, Израиль, Чехию. Артем прошел Тибет по маршруту Н.К. Рериха.

Московские выставки:

     2011 г. – выставка "Традиции и современность". Манеж, г.Москва.
     2011 г. – выставка "Крымские каникулы", галерея "Совком", Москва.
     2011 г. – совместная выставка с Гуго Шауфлером в "Российско-немецком доме" в Москве.
     2011 г. – Московский государственный Выставочный зал "Творчество". 2-ой международный арт-фестиваль «Созвездие видений». Живопись, графика
     2012 г. – персональная выставка "Живописная планета" ЦДХ, г.Москва
     2012 г. - выставка «Солнечный свет», ЦДХ, г.Москва.
     2014 г. - XVII Московский международный художественный "САЛОН ЦДХ'14".
     2014 г. - выставка "Крымская весна", Гостиный Двор, галерея “Visions Fine art”.
     2015 г. - выставка «Крымские истории» , Московский дом архитектора.
     2015 г. - выставка «Крым. Возвращение», Московская областная дума.
     2015 г. - выставка «Художники Крыма.Возвращение», мемориальный лом-музей Скрябина.
     2016 г. – персональная выставка «Мой путь», галерея «Дрезден»