М
агический театр Ирины Зайцевой
 
Люблю появление ткани…
Осип Мандельштам
…стоял чудной красоты волшебный театр.
Алексей Толстой 
 
Искусство Ирины Зайцевой располагается в уникальной зоне – между сном и бодрствованием, именно в той точке, когда разум еще не вступил в свои права, а душа продолжает свой путь в идеальном мире реализованных желаний. Эта художественная реальность пронизана идеями согласия и любви, в ней торжествует универсальный язык понятный людям, животным, растениям, стихиям и звездам. Фактически перед нами предстает «Золотой век», его внутренние измерения, наполненные ангелами и цветами, присутствующие во всех фундаментальных культурах, как детство нашей цивилизации, хранящее в себе естественные взаимоотношения и непосредственность чувства. Его световые состояния живут в вибрации приливов и отливов – от светлого к оранжевому, огненно-красному и вновь возвращаясь в ультрамариновое, наполняясь голубым, небесным в своих высших иерархиях.
 
Читать дальше
Персонажи Ирины Зайцевой близки героям раннего итальянского Возрождения, вернее это всегда одна и та же героиня, живущая в своих вариативных ипостасях, - как в мечтах, везде проявляясь своим светлым ликом, излучая энергию сочувствия всему живому, с кем она вступает в контакт. Ее тело пластически неизменно связано с окружением, оно неотделимо от мира природы, от состояния пробуждения как нового рождения, от голубого неба и цветущих деревьев. Ее образ соединяется с Кэролловской Алисой, способной творить чудеса и естественно появляться в мире Зазеркалья. Вероятно в нем присутствует прообраз самой художницы, ее открытость высокой поэзии, ее право на особые диалоги с животными и ее удивительное свойство терять гравитацию, обладать безвесием, воспаряя над планетой Земля.
 
Иногда героиня Ирины Зайцевой возвращается в наш странный мир, переживая ностальгию по утраченным человечеством идеалам, подлинным ценностям, погружаясь в щемящую реальность, фиксируя таинственное прикосновение к ней – словно бабочка задела тебя своим прозрачным крылом и оставила след на щеке, магический орнамент, волшебную пыльцу, явное доказательство существования иного, «настоящего» мира.
 
Этот мир не имеет складок и теней, он предстает во всей своей необычайной яви – «цветами августа», «зеленеющим апрелем в саду» или «последним листом осени». Сотворенный художницей, он не подвержен разрушению даже в своих предельных точках. Его живая ткань неизбывна, ее животворность мерцает в своей скромной и одновременно органической красоте.
 
Композиции Ирины Зайцевой не знают перспективных сокращений, они даются нам в своей первозданности, словно опрокидываясь на нас, как пространство любого иконологического, сакрального произведения.
 
Художница обращается в абсолютном бескорыстии к своим сюжетам как ребенок, воспринимающий мир в своей изначальной целостности. Именно это великое детское чувство позволяет Ирине сохранять культурную память, в которой таится будущее.
 
Перед нами искусство, несущее в себе целебные свойства, оно способно наложить повязку на рану, ее образы живут по законам праздничной культуры, останавливая время и сберегая все возможные смыслы рождающейся реальности, превращая любой предмет в одухотворенный организм, в живое существо.
 
Пушкинский «кот ученый» естественно начинает жить в пространстве искусства Ирины Зайцевой, вступая вместе с ее героиней в волшебный мир игры, в слои детской мудрости, ухаживая за ней, намекая, что может быть в его образе таится маленький принц.
 
Огненно-красные олени с прозрачными крыльями берегут хрупкий мир сказок художницы, олицетворяя целостность нашего мироздания, его устойчивость, надежды и нравственное достоинство.
 
Художественная реальность Ирины Зайцевой медленно движется в торжественном безмолвии, как поворотный круг детских каруселей и как карта звездного неба. Она естественно переходит из нашей эмпирической действительности в мир подлинной гармонии и исполненных желаний, в те чудесные измерения, где простая кисть художницы становится волшебной палочкой, превращающей обыденное в магический театр, а нас, зрителей, в его участников.
 
Старший куратор Государственного центра современного искусства, искусствовед Виталий Пацюков.
 
 

Творческая биография:

     С 10 лет Ира Зайцева (Zira) училась в художественной школе.
     Закончила Львовский полиграфический институт, по специальности - художник-иллюстратор.
     После окончания работает в кукольном театре, а вскоре в русском драматическом театре им.Горького - художник-декоратор.
     С 1993 г. полностью отдает себя живописи.

Выставки:

     2011 г. – выставка "Традиции и современность". Манеж, г.Москва.
     2011 г. – выставка "Крымские каникулы", галерея "Совком", Москва.
     2011 г. – Московский государственный Выставочный зал "Творчество".
     2012 г. – Выставка «Солнечный свет» ЦДХ.
     2012 г. – 2-ой международный арт-фестиваль «Созвездие видений». Живопись, графика.
     2013 г. - Выставка "Миры и чудодейства" ЦДХ.
     2013 г. - ХVI Московский международный художественный салон «ЦДХ-2013».
     2014 г. - XVII Московский международный художественный "САЛОН ЦДХ'14".
     2014 г. - выставка "Крымская весна", Гостиный Двор, галерея “Visions Fine art”.
     2015 г. - выставка «Крым. Возвращение», Московская областная дума.
     2015 г. – выставка «Художники Крыма. Возвращение», мемориальный дом-музей А.Н.Скрябина.